Рост и вес - это самые доступные характеристики нашего тела. Их легко измерить, а значит легко использовать для самоконтроля. Для нас важно, что эти показатели характеризуют развитие костно-мышечной системы и степени упитанности. Т.е. по весу и росту можно судить о своём физическом развитии, с которым напрямую связано наше здоровье. И если мы хотим сберечь и укрепить своё здоровье, начать нужно с простого - определить уровень своего физического развития по росту и весу и контролировать его.
Более правильное представление о физическом развитии дают не сами величины, а их соотношение. И на практике ориентироваться на показатели веса и роста в отдельности сложнее, чем следить за их соотношением.
Самая простой способ для определения соотношения веса и роста был предложен автором по фамилии Кетле. Он предложил следующую формулу расчёта: Величину веса в килограммах нужно разделить на величину роста в метрах, возведённую в квадрат. Полученный результат называется весо-ростовым коэффициентом или индексом Кетле и характеризует гармоничность физического развития и телосложения. Рассчитаны определённые значения индекса Кетле, которые свидетельствуют о гармоничном развитии или дисгармоничном - дефиците веса, или ожирении. Для взрослых людей от 18 до 60 лет нормальным считается результат 19-24 для мужчин и 19-25 для женщин. Значение индекса ниже 19 свидетельствует о дефиците веса, а выше 30 - об ожирении.
Интересный факт: в Америке Индекс Кетле учитывается работодателем, среди прочих данных кандидата, при приеме на работу. Естественно, предпочтение имеют кандидаты с нормальными значениями. Потому, что и дефицит веса и его избыток часто приводят к болезням, и работодателю будет невыгодно оплачивать лечение своего работника.
Для определения росто-весового соотношения у школьников 6-18 лет используется та же формула, но значение имеет название Индекс Кетле 2. Отличие в том, что результат не имеет стандартного для всех возрастов значения, а соотносится с табличными данными.
Формализованные оценки индекса Кетле 2 (кг/м2) для детей школьного возраста (6-18 лет)
Мальчики
Возраст
(лет) |
Оценка
|
2 |
4 |
5 |
3 |
1 |
Дефицит массы |
Гармоничное (-) |
Гармоничное |
Гармоничное (+) |
Тучное |
6 |
≤ 13 |
13,1 – 14,9 |
15,0 – 17,0 |
17,1 – 18,9 |
≥19 |
7 |
≤ 13 |
13,1 – 14,9 |
15,0 – 17,0 |
17,1 – 18,9 |
≥19 |
8 |
≤ 13 |
13,1 – 14,9 |
15,0 – 17,0 |
17,1 – 18,9 |
≥19 |
9 |
≤ 14 |
14,1 – 15,9 |
16,0 – 18,0 |
18,1 – 19,9 |
≥20 |
10 |
≤ 14 |
14,1 – 15,9 |
16,0 – 18,0 |
18,1 – 19,9 |
≥20 |
11 |
≤ 15 |
15,1 – 16,9 |
17,0 – 19,0 |
19,1 – 20,9 |
≥21 |
12 |
≤ 16 |
16,1 – 17,9 |
18,0 – 20,0 |
20,1 – 21,9 |
≥22 |
13 |
≤17 |
17,1 – 18,9 |
19,0 – 21,0 |
21,1 – 22,9 |
≥23 |
14 |
≤ 17 |
17,1 – 18,9 |
19,0 – 21,0 |
21,1 – 22,9 |
≥23 |
15 |
≤ 17 |
17,1 – 18,9 |
19,0 – 21,0 |
21,1 – 22,9 |
≥23 |
16 |
≤ 18 |
18,1 – 19,9 |
20,0 – 22,0 |
22,1 – 23,9 |
≥24 |
17 |
≤ 19 |
19,1 – 20,9 |
21,0 – 23,0 |
23,1 – 24,9 |
≥25 |
18 |
≤ 19 |
19,1 – 20,9 |
21,0 – 23,0 |
23,1 – 24,9 |
≥25 |
Девочки
Возраст
(лет) |
Оценка
|
2 |
4 |
5 |
3 |
1 |
Дефицит массы |
Гармоничное (-) |
Гармоничное |
Гармоничное (+) |
Тучное |
6 |
13≤ |
13,1 – 14,9 |
15,0 – 17,0 |
17,1 – 18,9 |
≥19 |
7 |
13≤ |
13,1 – 14,9 |
15,0 – 17,0 |
17,1 – 18,9 |
≥19 |
8 |
13≤ |
13,1 – 14,9 |
15,0 – 17,0 |
17,1 – 18,9 |
≥19 |
9 |
14≤ |
14,1 – 15,9 |
16,0 – 18,0 |
18,1 – 19,9 |
≥20 |
10 |
14≤ |
14,1 – 15,9 |
16,0 – 18,0 |
18,1 – 19,9 |
≥20 |
11 |
15≤ |
15,1 – 16,9 |
17,0 – 19,0 |
19,1 – 20,9 |
≥21 |
12 |
16≤ |
16,1 – 17,9 |
18,0 – 20,0 |
20,1 – 21,9 |
≥22 |
13 |
17≤ |
17,1 – 18,9 |
19,0 – 21,0 |
21,1 – 22,9 |
≥23 |
14 |
17≤ |
17,1 – 18,9 |
19,0 – 21,0 |
21,1 – 22,9 |
≥23 |
15 |
18≤ |
18,1 – 19,9 |
20,0 – 22,0 |
22,1 – 23,9 |
≥24 |
16 |
19≤ |
19,1 – 20,9 |
21,0 – 23,0 |
23,1 – 24,9 |
≥25 |
17 |
20≤ |
20,1 – 21,9 |
22,0 – 24,0 |
24,1 – 25,9 |
≥26 |
18 |
20≤ |
20,1 – 21,9 |
22,0 – 24,0 |
24,1 – 25,9 |
≥26 |
|
|