Частая ситуация из практики. У ребенка выявлено то или иное нарушение осанки и ему назначен курс ЛФК в поликлинике. Действительно, если нарушения серьезные, врач ставит диагноз и назначает лечение - курс специальной корригирующей гимнастики, потому что именно правильно подобранные гимнастические упражнения и являются главным средством укрепления мышц и улучшения состояния позвоночника.
Но, к сожалению, у многих родителей сразу возникают сложности, связанные с организацией посещения этих занятий. Для работающих родителей дошкольников проблематично успевать к определенным часам в поликлинику с ребенком из-за занятости на работе. Родители школьников сетуют на большую загруженность детей и невозможность выкроить время для посещения поликлиники. Оставим сейчас вопрос о приоритетах, что правильнее выбрать: дополнительный английский или, все-таки, лечебную гимнастику (здесь я умышленно употребляю прилагательное "лечебную", как указатель серьезности ситуации)? Факт остается фактом - вашему ребенку необходима помощь. Давайте вместе подумаем, что нужно и возможно предпринять, ведь, как известно, безвыходных ситуаций не бывает.
В случае, когда вы заняты на работе, предлагаю поговорить с родственниками, друзьями, знакомыми родителями, имеющими детей примерно такого же возраста. Может быть кто - то готов забирать вашего ребенка из садика и приводить на занятия в поликлинику, пока вы находитесь на работе. А может быть вам повезет и рядом окажется мама или, даже, папа с профессиональной подготовкой, занимающийся дома со своим ребенком, которые с удовольствием "возьмут на поруки" и вашего, чтобы ребятам было веселее. А вы сами подключитесь к тренировкам в выходные дни.
Если ваш ребенок уже посещает спортивную секцию, расскажите о вашей ситуации тренеру. Возможно, он включит в программу тренировок вашего ребенка корригирующие упражнения. В этой ситуации не забывайте о контрольных посещениях ортопеда или врача ЛФК в поликлинике.
Сейчас речь шла о поиске возможностей организовать занятия ребенка со специалистами. Но чаще, особенно в ситуации с загруженными учебными и дополнительными занятиями школьниками, на семейном совете принимается решение получить консультацию в поликлинике и заниматься дома с ребенком самостоятельно. Причем эта самостоятельность, обычно, делегируется бабушке или дедушке.
Совсем не лирическое отступление. Уважаемые родители! Не доверяйте воспитание своего ребенка бабушкам и дедушкам! Я не призываю вас лишать их общения друг с другом. Но общение - это досуг. А здоровье ребенка, вопросы, связанные с организацией его режима дня и приобщением к здоровому образу жизни, выходящие на уклад жизни вашей семьи в целом - это все вопросы решаемые в кругу только вашей семьи в самом узком понимании слова. Конечно, бывают бабушки и дедушки, профессиональные навыки которых, как раз лежат в области медицины, спорта, педагогики, или которые готовы по зову души и складу характера вместе с ребенком примерить спортивный костюм. В этом случае вам просто повезло! Но если бабушка в последний раз надевала спортивный костюм, когда еще сама училась в школе, освоить новую для себя роль ей будет очень сложно. Оставьте за бабушкой вкусные обеды и праздничные пироги, а инициативу в организации домашних тренировок возьмите на себя.
Повторюсь, но дети смотрят в первую очередь на своих родителей и для них очень важно чем наполнена обыденная жизнь близких людей. Очень значимо для ребенка, когда родители сами ведут активный образ жизни. Дети остро чувствуют отношение взрослых к тому, чем занимаются сами или предлагают осуществить ему. Имейте в виду: ребенок не понимает произнесенных нами слов: "Надо, потом будет болеть, будет кривая спина". Но он как должное воспринимает то, что заведено в семье как обязательное для всех. Если кто-либо из членов семьи постоянно выполняет упражнения или посещает спортивный комплекс, в такой семье не возникнет проблем с мотивацией ребенка на занятия.
Общайтесь только на положительном эмоциональном фоне. И на приеме у врача и дома говорите о предстоящей работе, как об увлекательном деле, которое вам предстоит пережить. Вы сами почувствуете момент, когда возможно будет частично переложить ответственность на самого ребенка, но в начале поддержите его своим участием.
Не забывайте, что все дети любят играть. С детьми дошкольного возраста занятия проводятся исключительно в игровой форме. Придумайте для своего малыша забавный сюжет путешествия на зеленую опушку в гости к лесным зверюшкам или в зоопарк. Даже маленьким детям очень понятны образы животных, и они с удовольствием подражают повадкам своих любимцев. Но и старшие с удовольствием откликнутся на ваше шутливое предложение рвануть наперегонки, выполняя упражнение "велосипед" или покружить над аэродромом еще несколько секунд, напрягая руки-крылья, пока самолету не разрешат посадку. Побольше образов и сравнений! Ваша фантазия эмоционально зарядит ребенка, поддержит его интерес и снизит утомление.
Всегда помните: правильное и эффективное выполнение комплекса упражнений требует от ребенка значительных усилий и физических, и психоэмоциональных. Тем более, ему предстоит длительный курс занятий для достижения и закрепления положительного результата. И ему просто необходима ваша поддержка.
Эти же рекомендации применимы и для организации домашних занятий с детьми, которые уже занимаются в поликлинике. Как правило, с инструктором дети занимаются два или три дня в неделю. В остальные дни необходимо организовать выполнение комплекса в домашних условиях. И по окончании курса, ежедневные тренировки должны стать обязательными для ребенка на протяжении полутора-двух лет. Длительность общего курса занятий и необходимость повторных занятий в поликлинике - эти вопросы вы будете обсуждать со своим врачом. Мне хочется сейчас сделать акцент вот на чем: лучший результат лечения - это сформированная у ребенка потребность в физической активности. Что он выберет дальше: фитнес-студию, спортивную школу или самостоятельные тренировки, - это неважно. Он будет вооружен на всю жизнь самым эффективным средством, укрепляющим его здоровье. Средство доступное и простое - физические упражнения.
|