ЗАДАЧНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Сразу о детях, которые, предстоящей осенью отправятся в школу.
Первое. Необходимо выполнить все врачебные рекомендации, которые вы получили при обследовании ребенка перед школой. Это касается необходимого дообследования и, возможно, показанных ребенку плановых операций. Осенью вам с ребенком предстоит непростой период адаптации к школе, и к этому времени все текущие проблемы, касаемые его здоровья уже должны быть решены, чтобы не отвлекать ни его, ни вас.
Следующая задача - оценить двигательное развитие своего ребенка, чтобы выявить и подтянуть слабые места. Скорее всего, при записи ребенка в школу, вы уже получили определенное заключение педагога, психолога и логопеда о степени его готовности к обучению. Но это касается интеллектуального и психо-эмоционального развития. А вот оценить развитость и полноценность его двигательных навыков вам, скорее всего, придется самостоятельно. Ориентировочные таблицы двигательных навыков для каждого определенного возраста представлены в специальной литературе. Но каждый ребенок может в чем-то недотягивать, а в чем-то обгонять эти примерные нормативы.
Лето предоставляет возможность побыть с ребенком на природе, вне замкнутого комнатного пространства. Внимательно понаблюдайте за своим ребенком, когда он двигается. Здесь даже полезно сравнить его со сверстниками. Оцените, что, на ваш взгляд у него получается легко, а что дается с трудом. Он может даже избегать определенной деятельности. Например, полный ребенок достаточно резво гоняет на велосипеде, но не соглашается на участие в коллективной игре, если она связана с бегом и, особенно, на скорость.
Чтобы не страдало общее развитие ребенка, действовать надо так: максимально использовать тот вид движений, что ребенку по душе, но не забывать "подтягивать" слабые места. В примере с полным ребенком: устраиваем совместные воскресные велопоходы и не забываем про ежедневные пешеходные прогулки в быстром темпе с включением коротких пробежек с очень осторожным увеличением их продолжительности и скорости бега.
И не менее важная задача - приучить ребенка к закаливающим процедурам. Здесь мы преследуем цель повысить не только сопротивляемость простудам, но и устойчивость всех органов к нагрузке, и общую работоспособность организма. Согласитесь, стоит уделить этому внимание.
Если ваш ребенок - дошколенок, для вас актуальны, как минимум, две задачи.
Первая - для всех без исключения. Лето - идеальное время развития возрастных двигательных навыков. Становятся доступными для упражнений в силе и ловкости уличные спортивные комплексы. Можно совершенствоваться в катании на велосипеде, скейте, роликах. Или в играх с мячом, владении скакалкой или ракетками. Для каждого ребенка легко найти занятие по душе. Используйте время и для развития ключевых навыков, не владея которыми, ребенок будет испытывать затруднения в дальнейшем. Да, очень важно научится кататься на велосипеде - это необходимо для его общего развития. Но, не упустите такое важное действие, как самостоятельное застегивание молний и пуговиц на одежде. А еще - завязывание шнурков на ботинках! И не важно, что у вас в запасе не только три месяца, а, возможно, еще три года, ненавязчиво практикуйте с ребенком принципы будущей самостоятельной жизни в школьном коллективе. У пословицы "семеро одного не ждут" есть не только переносный смысл...
Вторая задача касается почти всех, за редким-редким исключением. К сожалению, уже в этом возрасте, у детей, нередко, уже имеются или возникают те, или иные нарушения осанки и деформации стоп. Важно корректировать эти состояния, не накапливая их багаж к началу школьного обучения. И лето, как раз, очень благодатное время для такой работы с ребенком. Потому, что эффект корригирующих упражнений (а выполнение специальных упражнений является основным средством исправления каких-либо нарушений опорно-двигательного аппарата) усиливается оздоравливающим и укрепляющим воздействием естественных природных факторов. Дети-школьники, с трудом поднимающие от земли портфель с книгами-тетрадками и себя самих от подушки по утреннему звонку будильника... Этим необходим отдых от необходимости строго соблюдения режима и интенсивной учебной деятельности. А отдых - это прежде всего смена видов этой самой деятельности. Процесс "шевеления мозгами" заменяем "бесцельнобеганием-прыганием" или "туполежанием" (и пусть ребенок это выберет сам). Ура - даче-деревне с ничегонеделанием и парным молоком! Ура - диванно-пляжному безделью! И пусть себе наслаждается. Оставьте ребенка в покое! Дня на три-четыре... Ну, на недельку..
А дальше мягко насаждаем здоровые приоритеты - спортивные и оздоровительные лагеря, экологические экспедиции,.. Да, мало ли форм организованного детского отдыха!? Там рациональный объем двигательной активности ребенку обеспечен, а о привлекательности ее позаботятся тренеры или вожатые.
Смотивировать на физическую активность ребенка, отдыхающего на даче или в деревне, задача, конечно, для родителей. И сделать это совсем не сложно, относясь ко всему с интересом и выдумкой. Плюс минимум специальных знаний о том, какие спортивные игры и упражнения интересны, и подходят ребенку по возрасту.
Основная задача для родителей школьников - укрепить физическое здоровье ребенка вообще и, при наличии каких-либо заболеваний, провести ему курс реабилитации естественными факторами природы. И еще. Задача, которая завершает наш список, но которая является отправной точкой всех наших действий и усилий. Мы должны быть примером для своих детей. И, думая о здоровье своих детей, должны думать и своем здоровье.
Вот такие, достаточно серьезные задачи. Вы, все еще, радуетесь предстоящему лету?
... И правильно! Заряжайтесь летним позитивом и, даже, для сложных задач найдутся простые решения. Да, и, вообще, жить чуточку проще, если жить здорово! Проверено.
|