umki-rasumki@ya.ru  
 
Мода и здоровье
Как денди лондонский...
 
НАШИ ПРОЕКТЫ :    
ПАПА МОЖЕТ
ПРО ЗДОРОВЬЕ
 
БУДЬ ЗДОРОВ!     
Индекс Кетле
Гармоничное развитие
Избыток массы тела
Дефицит массы тела
 
РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ:    
Дети - цветы жизни
 
РЕБЁНОК ЭТО УМЕЕТ :    
1,5 года
2 года
2,5 года
3 года
3,5 года
4 года
4,5 года
5 лет
5,5 лет
6 лет
 
Нарушения осанки :    
Разговор о главном1
Разговор о главном2
Разговор о главном3
С чего начать
Спим достаточно
Занимаемся ЛФК дома
Воспитание осанки
Разминка
Основная часть
Заключительная часть
Комплекс для детей 3 лет
Тестовые упражнения
 
Специальные упражнения   
Кифотическая осанка
Деформации грудной клетки
 
Плоскостопие    
Общие сведения
Упражнения
 
Это работает!     
Контрастный душ
Дышим правильно
Для работы мозга
 
Странички календаря     
Январь
Про звезду
Советы опытной мамы
Февраль
Папа может!
Март
Записки участкового врача
Почему болеют дети
Апрель - Май
Лето
Задачник для родителей
Да, будет свет!
Черника, слива...
Сентябрь
Про счастливых детей
Педагогика для здоровья
Психолог о здоровье
5 заблуждений о подростках
Психолог об осанке
Октябрь
 
Фотовзгляд :    
Мир детства
Как в жизни
Лето
 
ДЕТИ - ЦВЕТЫ ЖИЗНИ
О РОСТЕ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ

Несколько слов о росте и развитии детей

Если поразмыслить над расхожим выражением «Дети – цветы жизни» не с философской, а чисто с житейской точки зрения, возникает законная ассоциация, послужившая поводом к шутливой его интерпретации, – и те, и другие, действительно, растут. Причём, когда мы говорим о детях, неотъемлемой частью процесса роста становится процесс развития. Да, все дети растут и развиваются, превращаясь из умильных грудничков в забавных малышей, а потом и в незаурядных подростков.
     И, как это происходит во всей живой природе, в процессе детского роста и развития можно выделить определенные этапы или периоды, когда какое-либо состояние организма (будь то состояние покоя, или усиленного роста) сохраняется какое-то определенное время…
     Вот здесь, и давайте зададимся вопросом: «А важно ли родителям разбираться в тонкостях процесса роста ребёнка, учитывать особенности периода в котором он пребывает в данный момент, и нужно ли заранее планировать значимые изменения привычного уклада жизни ребёнка, такие как начало занятий в спортивной секции, поступление в детский сад или школу?»

СТУПЕНИ РОСТА

Дети - цветы жизни
     Существует много различных классификаций периодов детства. Некоторые из них основными критериями, определяющими этапы развития ребёнка, считают его определённые физиологические состояния, которые доступны для наблюдения и определения без специальной подготовки. Такими классификациями удобно пользоваться в родительской практике, пополняя свои знания и развивая наблюдательность. Например, чисто обывательский факт: периоды «вытягивания» у детей до определённого возраста сменяются периодами «округления». На этом явлении основана Классификация периодов детства, предложенная в 1903 году голландским антропологом К. Штратцем:
  • Период первой «полноты», или «округления», с 1 по 4 год жизни – преобладает прибавка массы тела над прибавкой длины тела;
  • Период первого «вытягивания» с 5 по 7 год жизни – преобладает рост длины тела над его массой;
  • Период второго «округления» с 8 по 10 год жизни;
  • Период второго «вытягивания» с 11 по 15 лет;
  • Период замедления роста с 15 до 20 лет.

     Подтвердить реальность таких различных состояний, когда стабильно привычное ощущение себя резко сменяется напряжением активного роста, могут собственные воспоминания каждого, теперь «по-настоящему» взрослого человека о неуёмном желании всех родственников, знакомых и, даже малознакомых людей непременно потрепать по голове «совсем взрослого!» первоклашку, каждый раз изумляясь скорости его взросления. Или о неуютности подросткового возраста, когда никак не успеваешь вписаться в привычную ранее реальность и, вдруг однажды удивляешься тому, что всегда такой внушительный папа стал, как будто бы, пониже ростом. И опять же, изумлённые родственники, правда, уже не всегда достающие до твоей макушки…
     Возможно, обращение к этим прошлым собственным переживаниям поможет настоящим взрослым, легче понимать, что происходит теперь уже с их детьми. Естественно предположить, что периоды «округления» – это время стабильности, время накопления организмом резервов, в том числе и энергетических. Это периоды созревания. А периоды «вытягивания» – это время буквального вытягивания ребёнка в длину, его активного роста, расходования всех резервов, напряжения организма. Из этого следует, что периоды «округления» благоприятны для любой физической активности, в том числе для начала занятий в спортивной секции. А в периоды «вытяжения» необходимо обеспечить ребёнку достаточно чёткий режим дня, который будет гарантировать, прежде всего, достаточный отдых организма, обеспечивающий восстановление, в первую очередь энергетических затрат, обеспечивающих быстрый рост. Причем, достаточный дневной отдых и ночной сон необходимы, как ребенку дошкольного возраста, так и подростку, который, имея высокий уровень жизненных притязаний и низкий уровень самоконтроля, просто обречен на постоянный дефицит сна.
     И, конечно же, чтобы точно определить, в какой фазе роста находится ребёнок, наряду с собственной наблюдательностью, родители могут и должны использовать совершенно объективный инструмент - вес и рост, измеряемые в динамике.

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ

Зачем изучать законы развития детей?
  • Рост ребёнка и его развитие имеют свои закономерности, которые для родителей имеют чисто практический интерес, потому что знание особенностей каждого возрастного периода помогает понимать потребности ребёнка и определять его возможности.

     Когда мы говорили о том, что в периоды «вытяжения» необходимо организовать четкий режим дня, речь шла как раз об удовлетворении возрастной потребности ребёнка. А выбор периода «округления», как времени благоприятного для начала спортивных занятий – это определение возможностей ребёнка в конкретный период его развития. Но, конечно же, хорошо, когда родители в данных ситуациях не ограничиваются только своим собственным опытом и багажом пережитых ощущений, а берут на вооружение специальные знания. Многие нюансы научного подхода к развитию физически крепкого и физически развитого ребёнка остаются, к сожалению, за рамками коротких врачебных приемов. Поэтому, благодарю всех родителей, принявших на себя ответственность за пополнение собственного багажа специальных знаний и читающих сейчас этот текст.

Теперь мы с вами знаем, что:
  • Особенностью детского возраста является постоянный рост и развитие;
  • Существуют разные периоды детского возраста – периоды интенсивного роста и периоды относительной стабильности организма, и каждый из них характеризуется своими потребностями и возможностями;
  • Используя свою наблюдательность и объективные показатели физического развития ребёнка (масса и длина тела, чаще обозначаемые как вес и рост), родители могут самостоятельно определить находится ли ребёнок в стабильном периоде «созревания» или переживает очередной ростовой скачок.

     Совершенно очевидно, что удобно использовать эти знания при планировании повседневной жизни ребёнка, определения продолжительности его сна, характера досуговых мероприятий, режима дня в целом.
     А что необходимо знать при выборе для ребёнка спортивной секции? И каким образом подготовиться к детскому садику или школьному обучению? Об этом отдельный разговор впереди.


UMKI-RASUMKI.RU
© 2014 All Rights Reserved
Яндекс.Метрика