НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ
Если поразмыслить над расхожим выражением «Дети – цветы жизни» не с философской, а чисто с житейской точки зрения, возникает законная ассоциация, послужившая поводом к шутливой его интерпретации, – и те, и другие, действительно, растут. Причём, когда мы говорим о детях, неотъемлемой частью процесса роста становится процесс развития. Да, все дети растут и развиваются, превращаясь из умильных грудничков в забавных малышей, а потом и в незаурядных подростков.
И, как это происходит во всей живой природе, в процессе детского роста и развития можно выделить определенные этапы или периоды, когда какое-либо состояние организма (будь то состояние покоя, или усиленного роста) сохраняется какое-то определенное время…
Вот здесь, и давайте зададимся вопросом: «А важно ли родителям разбираться в тонкостях процесса роста ребёнка, учитывать особенности периода в котором он пребывает в данный момент, и нужно ли заранее планировать значимые изменения привычного уклада жизни ребёнка, такие как начало занятий в спортивной секции, поступление в детский сад или школу?»
СТУПЕНИ РОСТА
Существует много различных классификаций периодов детства. Некоторые из них основными критериями, определяющими этапы развития ребёнка, считают его определённые физиологические состояния, которые доступны для наблюдения и определения без специальной подготовки. Такими классификациями удобно пользоваться в родительской практике, пополняя свои знания и развивая наблюдательность. Например, чисто обывательский факт: периоды «вытягивания» у детей до определённого возраста сменяются периодами «округления». На этом явлении основана Классификация периодов детства, предложенная в 1903 году голландским антропологом К. Штратцем:
- Период первой «полноты», или «округления», с 1 по 4 год жизни – преобладает прибавка массы тела над прибавкой длины тела;
- Период первого «вытягивания» с 5 по 7 год жизни – преобладает рост длины тела над его массой;
- Период второго «округления» с 8 по 10 год жизни;
- Период второго «вытягивания» с 11 по 15 лет;
- Период замедления роста с 15 до 20 лет.
Подтвердить реальность таких различных состояний, когда стабильно привычное ощущение себя резко сменяется напряжением активного роста, могут собственные воспоминания каждого, теперь «по-настоящему» взрослого человека о неуёмном желании всех родственников, знакомых и, даже малознакомых людей непременно потрепать по голове «совсем взрослого!» первоклашку, каждый раз изумляясь скорости его взросления. Или о неуютности подросткового возраста, когда никак не успеваешь вписаться в привычную ранее реальность и, вдруг однажды удивляешься тому, что всегда такой внушительный папа стал, как будто бы, пониже ростом. И опять же, изумлённые родственники, правда, уже не всегда достающие до твоей макушки…
Возможно, обращение к этим прошлым собственным переживаниям поможет настоящим взрослым, легче понимать, что происходит теперь уже с их детьми. Естественно предположить, что периоды «округления» – это время стабильности, время накопления организмом резервов, в том числе и энергетических. Это периоды созревания. А периоды «вытягивания» – это время буквального вытягивания ребёнка в длину, его активного роста, расходования всех резервов, напряжения организма. Из этого следует, что периоды «округления» благоприятны для любой физической активности, в том числе для начала занятий в спортивной секции. А в периоды «вытяжения» необходимо обеспечить ребёнку достаточно чёткий режим дня, который будет гарантировать, прежде всего, достаточный отдых организма, обеспечивающий восстановление, в первую очередь энергетических затрат, обеспечивающих быстрый рост. Причем, достаточный дневной отдых и ночной сон необходимы, как ребенку дошкольного возраста, так и подростку, который, имея высокий уровень жизненных притязаний и низкий уровень самоконтроля, просто обречен на постоянный дефицит сна.
И, конечно же, чтобы точно определить, в какой фазе роста находится ребёнок, наряду с собственной наблюдательностью, родители могут и должны использовать совершенно объективный инструмент - вес и рост, измеряемые в динамике.
ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ
- Рост ребёнка и его развитие имеют свои закономерности, которые для родителей имеют чисто практический интерес, потому что знание особенностей каждого возрастного периода помогает понимать потребности ребёнка и определять его возможности.
Когда мы говорили о том, что в периоды «вытяжения» необходимо организовать четкий режим дня, речь шла как раз об удовлетворении возрастной потребности ребёнка. А выбор периода «округления», как времени благоприятного для начала спортивных занятий – это определение возможностей ребёнка в конкретный период его развития. Но, конечно же, хорошо, когда родители в данных ситуациях не ограничиваются только своим собственным опытом и багажом пережитых ощущений, а берут на вооружение специальные знания. Многие нюансы научного подхода к развитию физически крепкого и физически развитого ребёнка остаются, к сожалению, за рамками коротких врачебных приемов. Поэтому, благодарю всех родителей, принявших на себя ответственность за пополнение собственного багажа специальных знаний и читающих сейчас этот текст.
Теперь мы с вами знаем, что:
- Особенностью детского возраста является постоянный рост и развитие;
- Существуют разные периоды детского возраста – периоды интенсивного роста и периоды относительной стабильности организма, и каждый из них характеризуется своими потребностями и возможностями;
- Используя свою наблюдательность и объективные показатели физического развития ребёнка (масса и длина тела, чаще обозначаемые как вес и рост), родители могут самостоятельно определить находится ли ребёнок в стабильном периоде «созревания» или переживает очередной ростовой скачок.
Совершенно очевидно, что удобно использовать эти знания при планировании повседневной жизни ребёнка, определения продолжительности его сна, характера досуговых мероприятий, режима дня в целом.
А что необходимо знать при выборе для ребёнка спортивной секции? И каким образом подготовиться к детскому садику или школьному обучению? Об этом отдельный разговор впереди.
|
|