"Правильное телосложение ребенка -
... зеркало культуры народа"
Н.Г.Чернышевский
Как правило, нарушение осанки выявляет врач-ортопед при диспансеризации детей. Иногда врачи других специальностей, когда ребенок обращается за медицинской помощью даже не по этому поводу. Иногда - спортивный тренер или инструктор, проводящий оздоровительные занятия с детьми. И тогда ребенок попадает к врачу лечебной физкультуры. Приходя ко мне на прием вместе с ребенком, родители объясняют проблему довольно лаконично - у него (или нее) что-то там со спиной, или, что звучит чаще и конкретнее, - с позвоночником. То есть, как правило, нарушение осанки ассоциируется в нашем сознании с нарушением состояния позвоночника. Все так. Что делать с нездоровым позвоночником действительно лучше знает доктор и, в общем-то, ответственности родителей здесь нет. Но здесь кроется и самое большое заблуждение.
На самом деле, осанка - отражение не столько состояния самого позвоночника, сколько состояния всей системы, являющейся опорой нашего тела и средством движения этого тела в пространстве. Сейчас мы говорим об опорно-двигательном аппарате в целом. А это и костный скелет, и конечно же, мышечная система, поддерживающая его в вертикальном положении, и позволяющая выполнять нашему телу самые разнообразные движения. Мы улыбаемся, произносим нежное слово, сидим на стуле у компьютера, читая этот текст, изящно кружимся вокруг стола, сервируя его к ужину, или бежим, догоняя трогающийся от остановки автобус - все это работа наших скелетных мышц. Сейчас мы с вами коснемся двух главных эффектов этой мышечной деятельности.
Во-первых. Мышечное усилие, совершаемое регулярно приводит к возрастанию силы этой мышцы. Оно в некоторой степени зависит от изначального тонуса (здесь определенную роль играет наследственность), но основой возрастания мышечной силы всегда является количество и регулярность действий-усилий, т.е. движений. Не вдаваясь сейчас в подробности и правила тренировки, важно запомнить следующее: накопление мышечной силы происходит только при определенных условиях, которые, практически невозможно обеспечить бытовыми нагрузками современного городского ребенка. Поэтому с самого раннего возраста в его жизни должны присутствовать и специальная гимнастика, и спорт, и закаливание. Только одно пояснение: современные бабушки и дедушки, будучи девчонками и мальчишками лазали по деревьям гораздо больше, чем их современные внуки. А лазание - это универсальная тренировка мышечной силы, совершенствование координации, активная работа кистей рук и, что особенно важно, стоп. В контексте нашего разговора - это все слагаемые хорошей осанки. Восполнение дефицита таких естественных движений в жизни современных детей и требует от них дополнительной физической активности, а от родителей дополнительных усилий по ее организации.
И еще. В прошлый раз мы уже касались этой темы. Сами движения непосредственно влияют на наши нервно-психические реакции, точно так же как и принимаемые позы. Этот феномен в своем научном труде "Эмоции людей и животных" описал еще в 1880 году Чарлз Дарвин: "Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции".… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить... Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции. Помните наше упражнение с двойкой и пятеркой? Пожалуйста, почаще вспоминайте сами про расправленные плечи и подтянутый живот. Ваша бодрая походка и легкие движения - главный источник вдохновения для вашего ребенка. Ведь дети копируют именно наше отношение к жизни. Потренируйтесь, опишите вместе с ребенком внутреннее состояние статного человека. Каков он? Почти наверняка, первым словом в вашем списке будет - уверенный, а еще: уравновешенный, сильный, владеющий собой и ситуацией. А вам хочется увидеть эти качества в своих детях? Тогда продолжаем тренировки, чтобы соответствовать образцу для подражания.
В ровном расположении духа встаньте у зеркала, вскиньте голову, держите спину. Не спешите, дышите ровно и ритмично. Спокойно вглядывайтесь в себя, отмечайте то, на что просто не обращали внимание. Например, вы расправили плечи и они стали чуть шире. Или когда вы подняли голову, обрисовался красивый контур шеи и подбородка. Вы втянули живот и как будто помолодели на пару лет... Обратите внимание, что происходит с вашими мыслями? Каким-то удивительным образом, они начинают упорядочиваться, и ваш взгляд на жизнь становится все более и более позитивным. Не отпускайте это ощущение, и пусть оно конкретизируется в чувство спокойствия и уверенности. Душевного спокойствия и уверенности в своих возможностях. Сделайте это состояние своим жизненным кредо. И вы удивитесь, насколько легче вам станет побуждать ребенка к физической активности. Неосознанно он будет подражать вам и будет делать это с удовольствием. И с этой точки зрения, опять невозможно вырастить "осанистого" ребенка без мышечных усилий. Я имею в виду наших с вами усилий, дорогие мои родители.
Кстати, мысль на заметку: не забывайте сами периодически выполнять хоть несколько активных движений, если имеете привычку подолгу зависать у компьютера. И вообще, вовсе не обязательно дожидаться следующего понедельника, чтобы начать делать зарядку... Давайте бережно относиться к своему здоровью. И помните! На вас смотрят ваши дети!
Итак, важно запомнить: за осанку, то есть индивидуальную манеру держаться стоя или сидя, отвечает в большей мере мышечная система.
И в подавляющем большинстве случаев, причины нарушений осанки - это недостаточная сила мышц или неравномерное распределение этой силы в различных мышечных группах.
Вот теперь становится ясно, почему нарушение осанки неправильно считать медицинской проблемой. Потому что мышечную силу тренируют обычные движения, которые ребенок совершает ежедневно в повседневной жизни. И эти движения должны быть организованы и дополнены специальными упражнениями.
Подобрать индивидуальный комплекс упражнений, направленных на выравнивание тонуса и силы мышц, и их укрепление, посоветовать вид спорта, рассказать о необходимых общеукрепляющих процедурах и при необходимости назначить курс лечебной физкультуры, плавания или физиолечения - конечно это зона ответственности врача. Но только в стенах поликлиники проблему ребенка решить не возможно. Порой необходимо изменить его распорядок дня и привычки коренным образом. Вот тут, родители, внимание! Изменить уклад жизни ребенка нельзя, не изменив уклад жизни семьи. И я надеюсь, что этот разговор поможет нам понять ожидания друг друга и прояснить смыслы тех действий, которые, действительно, необходимо предпринять.
Так же, как заботливая мама подбирает правильный рацион питания в соответствии с возрастом, рекомендациями специалистов и предпочтениями самого ребенка, так же и набор движений, которыми наполняет ребенок свой день должны соответствовать и его возрасту, темпераменту и склонностям, и конечно же рекомендациям специалистов. Совсем простой пример. Вне родительского контроля, проголодавшийся ребенок вряд ли будет выискивать в холодильнике кастрюлю с борщом, чтобы начать обед с горячего первого блюда. Скорее под руку ему попадется лакомый кусочек колбасы или сыра, из которых тут же будет изготовлен традиционный бутерброд. Но и это только в том случае, если там же, в холодильнике случайно не окажется половинки праздничного тортика. Уж здесь выбор ребенка совершенно предсказуем.
Примерно тоже происходит и с двигательным "рационом". Любой родитель скажет про своего малыша: - да, он целый день в движении. Но вот каков набор этих движений? И как гармонично встроены они в структуру дня? Как и в истории с холодильником, родительский контроль здесь просто необходим.
Почему же движение имеет такую ценность в жизни ребенка любого возраста? И как именно оно должно быть организовано? Что такое двигательный режим ребенка? Все это темы отдельных статей.
А сейчас делюсь с вами еще одним секретом, который мы осваиваем с ребятами в самом начале курса занятий по коррекции осанки. Это упражнение является ключевым в большинстве комплексов лечебной и оздоровительной гимнастики. Оно активизирует и тренирует эффективный тип дыхания с участием самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы, а потому и называется диафрагмальное дыхание.
Итак: начинаем осваивать дыхание в положении лежа на спине. Вдох будем выполнять через нос, а выдох через рот, причем воздух будет как бы проталкивать себя сам через свободные расслабленные губы с произнесением звуков п и ф (долгий пффффф) без голоса. Дыхание при этом напоминает дыхание спящего человека. Выполнение упражнения: На вдохе, интенсивном, но ровном и практически бесшумном, мысленно весь набираемый воздух посылайте в брюшную полость. При этом активно напрягайте и выпячивайте вперед брюшную стенку, как бы освобождая внутри живота место для воздуха. Дети любят сравнение надутого животика с большим арбузом. А вы можете для контроля движений своей брюшной стенки положить кисти рук на область пупка. Можно положить руки произвольно, но они должны быть опущены вдоль туловища.
Критерий эффективности выполнения дети формулируют так: - в голове становится пусто. Не могу с ними не согласиться. Ведь такое дыхание обеспечивает самое интенсивное насыщение крови кислородом (потому что мы активно включаем в дыхание богатые кровеносными капиллярами нижние отделы легких). А главное, нормализуется распределение крови во всех крупных частях тела: возобновляется активный отток застоявшейся крови из интенсивно работающих органов, освобождая место притоку свежей. За это скажут вам спасибо и внутренние органы, и отдохнувшие ноги, и посвежевшая голова. Выполнять упражнение можно в любое время, но не сразу после еды и особенно полезно перед сном. По мере освоения, можно тренироваться и в положении сидя, откинувшись на спинку стула, и даже стоя. Хорошо, если этот тип дыхания станет привычным для вас. Так же, как и улыбка, вместе с которой приходит хорошее настроение и здоровье
|