umki-rasumki@ya.ru  
 
Мода и здоровье
Как денди лондонский...
 
НАШИ ПРОЕКТЫ :    
ПАПА МОЖЕТ
ПРО ЗДОРОВЬЕ
 
БУДЬ ЗДОРОВ!     
Индекс Кетле
Гармоничное развитие
Избыток массы тела
Дефицит массы тела
 
РАСТЁМ И РАЗВИВАЕМСЯ:    
Дети - цветы жизни
 
РЕБЁНОК ЭТО УМЕЕТ :    
1,5 года
2 года
2,5 года
3 года
3,5 года
4 года
4,5 года
5 лет
5,5 лет
6 лет
 
Нарушения осанки :    
Разговор о главном1
Разговор о главном2
Разговор о главном3
С чего начать
Спим достаточно
Занимаемся ЛФК дома
Воспитание осанки
Разминка
Основная часть
Заключительная часть
Комплекс для детей 3 лет
Тестовые упражнения
 
Специальные упражнения   
Кифотическая осанка
Деформации грудной клетки
 
Плоскостопие    
Общие сведения
Упражнения
 
Это работает!     
Контрастный душ
Дышим правильно
Для работы мозга
 
Странички календаря     
Январь
Про звезду
Советы опытной мамы
Февраль
Папа может!
Март
Записки участкового врача
Почему болеют дети
Апрель - Май
Лето
Задачник для родителей
Да, будет свет!
Черника, слива...
Сентябрь
Про счастливых детей
Педагогика для здоровья
Психолог о здоровье
5 заблуждений о подростках
Психолог об осанке
Октябрь
 
Фотовзгляд :    
Мир детства
Как в жизни
Лето
 
РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ 3.
ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ?

"Правильное телосложение ребенка -
... зеркало культуры народа"

Н.Г.Чернышевский

Как правило, нарушение осанки выявляет врач-ортопед при диспансеризации детей. Иногда врачи других специальностей, когда ребенок обращается за медицинской помощью даже не по этому поводу. Иногда - спортивный тренер или инструктор, проводящий оздоровительные занятия с детьми. И тогда ребенок попадает к врачу лечебной физкультуры. Приходя ко мне на прием вместе с ребенком, родители объясняют проблему довольно лаконично - у него (или нее) что-то там со спиной, или, что звучит чаще и конкретнее, - с позвоночником. То есть, как правило, нарушение осанки ассоциируется в нашем сознании с нарушением состояния позвоночника. Все так. Что делать с нездоровым позвоночником действительно лучше знает доктор и, в общем-то, ответственности родителей здесь нет. Но здесь кроется и самое большое заблуждение.

На самом деле, осанка - отражение не столько состояния самого позвоночника, сколько состояния всей системы, являющейся опорой нашего тела и средством движения этого тела в пространстве. Сейчас мы говорим об опорно-двигательном аппарате в целом. А это и костный скелет, и конечно же, мышечная система, поддерживающая его в вертикальном положении, и позволяющая выполнять нашему телу самые разнообразные движения. Мы улыбаемся, произносим нежное слово, сидим на стуле у компьютера, читая этот текст, изящно кружимся вокруг стола, сервируя его к ужину, или бежим, догоняя трогающийся от остановки автобус - все это работа наших скелетных мышц. Сейчас мы с вами коснемся двух главных эффектов этой мышечной деятельности.

Во-первых. Мышечное усилие, совершаемое регулярно приводит к возрастанию силы этой мышцы. Оно в некоторой степени зависит от изначального тонуса (здесь определенную роль играет наследственность), но основой возрастания мышечной силы всегда является количество и регулярность действий-усилий, т.е. движений. Не вдаваясь сейчас в подробности и правила тренировки, важно запомнить следующее: накопление мышечной силы происходит только при определенных условиях, которые, практически невозможно обеспечить бытовыми нагрузками современного городского ребенка. Поэтому с самого раннего возраста в его жизни должны присутствовать и специальная гимнастика, и спорт, и закаливание. Только одно пояснение: современные бабушки и дедушки, будучи девчонками и мальчишками лазали по деревьям гораздо больше, чем их современные внуки. А лазание - это универсальная тренировка мышечной силы, совершенствование координации, активная работа кистей рук и, что особенно важно, стоп. В контексте нашего разговора - это все слагаемые хорошей осанки. Восполнение дефицита таких естественных движений в жизни современных детей и требует от них дополнительной физической активности, а от родителей дополнительных усилий по ее организации.

И еще. В прошлый раз мы уже касались этой темы. Сами движения непосредственно влияют на наши нервно-психические реакции, точно так же как и принимаемые позы. Этот феномен в своем научном труде "Эмоции людей и животных" описал еще в 1880 году Чарлз Дарвин: "Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции".… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить... Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции. Помните наше упражнение с двойкой и пятеркой? Пожалуйста, почаще вспоминайте сами про расправленные плечи и подтянутый живот. Ваша бодрая походка и легкие движения - главный источник вдохновения для вашего ребенка. Ведь дети копируют именно наше отношение к жизни. Потренируйтесь, опишите вместе с ребенком внутреннее состояние статного человека. Каков он? Почти наверняка, первым словом в вашем списке будет - уверенный, а еще: уравновешенный, сильный, владеющий собой и ситуацией. А вам хочется увидеть эти качества в своих детях? Тогда продолжаем тренировки, чтобы соответствовать образцу для подражания.

В ровном расположении духа встаньте у зеркала, вскиньте голову, держите спину. Не спешите, дышите ровно и ритмично. Спокойно вглядывайтесь в себя, отмечайте то, на что просто не обращали внимание. Например, вы расправили плечи и они стали чуть шире. Или когда вы подняли голову, обрисовался красивый контур шеи и подбородка. Вы втянули живот и как будто помолодели на пару лет... Обратите внимание, что происходит с вашими мыслями? Каким-то удивительным образом, они начинают упорядочиваться, и ваш взгляд на жизнь становится все более и более позитивным. Не отпускайте это ощущение, и пусть оно конкретизируется в чувство спокойствия и уверенности. Душевного спокойствия и уверенности в своих возможностях. Сделайте это состояние своим жизненным кредо. И вы удивитесь, насколько легче вам станет побуждать ребенка к физической активности. Неосознанно он будет подражать вам и будет делать это с удовольствием. И с этой точки зрения, опять невозможно вырастить "осанистого" ребенка без мышечных усилий. Я имею в виду наших с вами усилий, дорогие мои родители.

Кстати, мысль на заметку: не забывайте сами периодически выполнять хоть несколько активных движений, если имеете привычку подолгу зависать у компьютера. И вообще, вовсе не обязательно дожидаться следующего понедельника, чтобы начать делать зарядку... Давайте бережно относиться к своему здоровью. И помните! На вас смотрят ваши дети!

Итак, важно запомнить: за осанку, то есть индивидуальную манеру держаться стоя или сидя, отвечает в большей мере мышечная система.

И в подавляющем большинстве случаев, причины нарушений осанки - это недостаточная сила мышц или неравномерное распределение этой силы в различных мышечных группах.

Вот теперь становится ясно, почему нарушение осанки неправильно считать медицинской проблемой. Потому что мышечную силу тренируют обычные движения, которые ребенок совершает ежедневно в повседневной жизни. И эти движения должны быть организованы и дополнены специальными упражнениями.

Подобрать индивидуальный комплекс упражнений, направленных на выравнивание тонуса и силы мышц, и их укрепление, посоветовать вид спорта, рассказать о необходимых общеукрепляющих процедурах и при необходимости назначить курс лечебной физкультуры, плавания или физиолечения - конечно это зона ответственности врача. Но только в стенах поликлиники проблему ребенка решить не возможно. Порой необходимо изменить его распорядок дня и привычки коренным образом. Вот тут, родители, внимание! Изменить уклад жизни ребенка нельзя, не изменив уклад жизни семьи. И я надеюсь, что этот разговор поможет нам понять ожидания друг друга и прояснить смыслы тех действий, которые, действительно, необходимо предпринять.

Футболист

Так же, как заботливая мама подбирает правильный рацион питания в соответствии с возрастом, рекомендациями специалистов и предпочтениями самого ребенка, так же и набор движений, которыми наполняет ребенок свой день должны соответствовать и его возрасту, темпераменту и склонностям, и конечно же рекомендациям специалистов. Совсем простой пример. Вне родительского контроля, проголодавшийся ребенок вряд ли будет выискивать в холодильнике кастрюлю с борщом, чтобы начать обед с горячего первого блюда. Скорее под руку ему попадется лакомый кусочек колбасы или сыра, из которых тут же будет изготовлен традиционный бутерброд. Но и это только в том случае, если там же, в холодильнике случайно не окажется половинки праздничного тортика. Уж здесь выбор ребенка совершенно предсказуем.

Примерно тоже происходит и с двигательным "рационом". Любой родитель скажет про своего малыша: - да, он целый день в движении. Но вот каков набор этих движений? И как гармонично встроены они в структуру дня? Как и в истории с холодильником, родительский контроль здесь просто необходим.

Почему же движение имеет такую ценность в жизни ребенка любого возраста? И как именно оно должно быть организовано? Что такое двигательный режим ребенка? Все это темы отдельных статей.

А сейчас делюсь с вами еще одним секретом, который мы осваиваем с ребятами в самом начале курса занятий по коррекции осанки. Это упражнение является ключевым в большинстве комплексов лечебной и оздоровительной гимнастики. Оно активизирует и тренирует эффективный тип дыхания с участием самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы, а потому и называется диафрагмальное дыхание.

Итак: начинаем осваивать дыхание в положении лежа на спине. Вдох будем выполнять через нос, а выдох через рот, причем воздух будет как бы проталкивать себя сам через свободные расслабленные губы с произнесением звуков п и ф (долгий пффффф) без голоса. Дыхание при этом напоминает дыхание спящего человека. Выполнение упражнения: На вдохе, интенсивном, но ровном и практически бесшумном, мысленно весь набираемый воздух посылайте в брюшную полость. При этом активно напрягайте и выпячивайте вперед брюшную стенку, как бы освобождая внутри живота место для воздуха. Дети любят сравнение надутого животика с большим арбузом. А вы можете для контроля движений своей брюшной стенки положить кисти рук на область пупка. Можно положить руки произвольно, но они должны быть опущены вдоль туловища.

Критерий эффективности выполнения дети формулируют так: - в голове становится пусто. Не могу с ними не согласиться. Ведь такое дыхание обеспечивает самое интенсивное насыщение крови кислородом (потому что мы активно включаем в дыхание богатые кровеносными капиллярами нижние отделы легких). А главное, нормализуется распределение крови во всех крупных частях тела: возобновляется активный отток застоявшейся крови из интенсивно работающих органов, освобождая место притоку свежей. За это скажут вам спасибо и внутренние органы, и отдохнувшие ноги, и посвежевшая голова. Выполнять упражнение можно в любое время, но не сразу после еды и особенно полезно перед сном. По мере освоения, можно тренироваться и в положении сидя, откинувшись на спинку стула, и даже стоя. Хорошо, если этот тип дыхания станет привычным для вас. Так же, как и улыбка, вместе с которой приходит хорошее настроение и здоровье


UMKI-RASUMKI.RU
© 2014 All Rights Reserved
Яндекс.Метрика